Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

В начало





















муниципальное бюджетное учреждение культуры
городского округа Самара

"Централизованная     система     детских     библиотек"

Их детство закончилось войной


Их детство закончилось войной

(Отзыв по книге Б. Васильева «Завтра была война»)


   Совсем недавно отметили мы славную дату – 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Я, как и многие жители нашего города, шла в колонне «Бессмертного полка». Это был незабываемый день. Мы несли портреты тех, кто подарил нам свободу и счастье и испытывали грусть от потери родных и близких и гордость за их беспримерное мужество и героизм. Я вглядывалась в лица на фотографиях. Молодые и не очень. Весёлые и серьёзные. Какими были эти люди, сумевшие в неимоверно сложных условиях проявить все свои лучшие качества, сплотиться и победить ненавистного врага?
   Мне кажется, я получила ответ на свой вопрос, когда прочитала повесть Бориса Васильева «Завтра была война». В центре повествования предвоенный девятый класс. Обычные дети, почти мои ровесники. Они очень похожи на нас, сегодняшних: ссорятся и мирятся, влюбляются и страдают от неразделённой любви, смиряются с обстоятельствами и отстаивают свою точку зрения. И всё же они другие: для них очень важным является понятие «честь»; они считают, что необходимо жить и работать не для себя, а для страны. Они готовы выручить товарища, даже взяв его вину на себя, и самым страшным наказанием считают презрение товарищей.
   Несомненный лидер класса – Искра Полякова. Она очень целеустремлённая, серьёзная. Ей можно поручить любое дело. Искра честный и порядочный человек, всегда готовый прийти на помощь. Искра, конечно, воспитана своим временем, она верит в то, о чём говорят старшие. Но она – думающий человек: умеет признавать свои ошибки и заблуждения.
   Очень непростые отношения сложились у Искры с Викой Люберецкой. Искра считала Вику «гордячкой», а Вика чувствовала её неприязнь, и это мешало им подружиться. Но когда Искра пришла к Вике домой, девочки почувствовали взаимную симпатию и общность интересов. Не случайно в прощальном письме Вика называет Искру «любимой подружкой».
   Время, в которое живут герои повести «Завтра была война» - очень сложное. Чувствуется приближение войны, все к ней внутренне готовы. «Мы все стремились затянуться потуже, точно каждое мгновение нас ожидал строй, точно от одного нашего вида зависела готовность этого общего строя к боям и победам. Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а личного подвига». А ещё есть ощущение беды, которая может коснуться каждого. Однажды такая беда пришла в дом Вики Люберецкой: арестовали её отца. Вика не смогла пережить то, что на неё обрушилось, но очень важные слева написала она в своём прощальном письме к Искре: «…нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца».
   Заключительные страницы повести трагичны. Большинство бывших учеников 9 класса погибли во время Великой Отечественной войны.
   Повесть «Завтра была война» правдива, вызывает бурю чувств и эмоций. Это – настоящее произведение о Великой Отечественной войне.

Иванова Екатерина Александровна, 14 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 180 автор: Admin 16-10-2015, 10:55

Маленькие герои большой войны (Эссе по произведению «Иван» Владимира Богомолова)


Маленькие герои большой войны

(Эссе по произведению «Иван» Владимира Богомолова)


Той большою войной
Опаленное детство
С неспокойной судьбой
Нам досталось в наследство.


   Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, не думая о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей…
   Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями.
   Мне нравится читать книги о войне, где героями являются мои ровесники. Почему? Потому что хочется проникнуться той атмосферой, где все чувства (любви, долга, ненависти) и интеллект (тактики и стратегии) напряжены до предела... Когда я читаю книги о войне, то как бы вижу своими глазами героические события военных лет, о которых знаю лишь по учебникам и рассказам старших.Разве возможно остаться равнодушным, читая о том, как эти ребята рисковали жизнью. Невольно задаешься разными вопросами: «Смог ли бы я так?», «Откуда силы и отвага у маленьких детей, бесстрашие?»
Невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм детей в войне.Я прочитал еще не так много произведений о войне: Е. Ильина «Четвертая высота», В. Катаев «Сын полка», А. Лиханов «Мой генерал», Л. Кассиль «Рассказы о войне», но все они оставили заметный след в моем сердце.
   Я хотел бы рассказать о книге, которая попала ко мне в руки этим летом – это повесть Богомолова «Иван», точнее сначала я посмотрел фильм «Иваново детство», а потом взял книгу.
   С интересом и волнением я прочитал ее,ведь это правдивая, увлекательная и трагическая история.
   Интересно, что образ главного героя был открытием того времени в русской литературе. Ведь это простой ребенок, которому пришлось стать взрослым и в свои 10 лет полностью отдать себя войне.
   В книге рассказывается о судьбе мальчика-разведчика, лишенного детства. Иван, вместо того чтобы ходить в школу, играть с ребятами во дворе, как на работу ходит в разведку в немецкий тыл. Он рано увидел смерть близких, почувствовал все муки войны: голод, страх, боль.
   "Месть за семью, за Родину и за человечество в целом", – лишь такие мысли проскальзывают в голове этого ребенка.Иван прошел через такие испытания, через которые не прошли бы взрослые.
   Повесть построена так, что мы видим Ивана глазами молодого старшего лейтенанта Гальцева. Это добрые и внимательные глаза. Им хорошо открыто главное: трагическая судьба детской жизни в дни войны.
   Книга помогла мне взглянуть на войну другими глазами. Я искренне сопереживал герою. Считаю, что у Ивана можно поучиться героизму,патриотизму и мужеству.Советую ее прочитать всем!
   Эта повесть в очередной раз доказала мне, что дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Благодаря их подвигам, у нас есть детство!

Киселев Алексей Романович, 11 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 385 автор: Admin 15-10-2015, 11:27

Отзыв о книге А. А. Фадеева "Молодая гвардия"


Отзыв о книге А. А. Фадеева "Молодая гвардия"


   Каждый из нас узнавал о войне по-разному. Кто из книг,кто из кинофильмов. Мы не знаем, что такое война, но мы можем себе представить, какое горе принесла она нашему народу, унеся 26 миллионов жизней.
   Героями этой войны стали наши прадедушки и прабабушки. Но на ряду со взрослыми, против фашистских захватчиков боролись и совсем юные ребята. О подвиге молодых героев книга А.А.Фадеева "Молодая Гвардия".
   В романе Александра Фадеева рассказывается о действующей во время Великой Отечественной войны молодёжной подпольной организации "Молодая гвардия", о её героической борьбе с врагом в оккупированном Краснодоне. Роман появился сразу после окончания войны. Автору было очень важно рассказать людям о подвигах молодых героев.
   Когда читаешь роман Фадеева, перед глазами встают образы отважных юношей и девушек, которые самоотверженно бросались в бой. Герои романа - это юные комсомольцы, вставшие на защиту своей Родины: Олег Кошевой, Серёжа Тюленин, Люба Шевцова, Уля Громова и другие ребята. На счету каждого "гвардейца" не один подвиг, героический поступок.
   Читая книгу, я отметила, какую искреннюю любовь испытывает автор к своим героям, как радуется вместе с ними удачно проведенным операциям, торжествует их "маленькие" победы. И как переживает вместе с ребятами потери товарищей, предательство со стороны верных, казалось бы, людей.
   У этих юных бойцов все ещё было впереди, если бы не война. Люба Шевцова мечтала стать артисткой... Но ей пришлось играть совсем другие роли - она заводила дружбу с немцами, чтобы добывать разведданные. Каждый раз, играя свою роль как последнюю, Люба рисковала своей жизнью, но, наверное, не очень задумывалась об этом...
   Сергей Тюленин - беззаботный паренек, хулиганистый и не послушный... Он убил двух немцев, и собирался убивать их и дальше. И убивал... Под покровом ночи Сергей сумел поджечь немецкий штаб, в котором находились немцы захватившие Краснодон.
   Фадееву удалось передать стойкость и мужество комсомольцев, несломленных издевательствами гестаповцев. Подвергшись нечеловеческим пыткам, Олег Кошевой признал себя единственным руководителем "Молодой гвардии" не назвав ни единой фамилии своих товарищей. Ульяна Громова. вернувшись в камеру после очередного допроса с вырезанной на спине звездой, нашла в себе силы, подбадривать ребят из соседней камеры, выстукивая: "Крепитесь... Все равно наши уже идут..."
   Нелюди-фашисты не оставили в живых никого из "гвардейцев", обезображенные тела полуживых ребят были сброшены в шуфр угольной шахты.
   Несомненно, автору удалось заставить меня - читателя, поверить в ужасы войны, пережить их вместе с героями романа. Память о событиях и героях тех страшных лет, обязывает нас, поколение, которое не видело войны, ценить всё то, что отстояли наши деды на полях сражений. Помнить и гордиться - это наш долг перед теми, кто уже больше никогда не увидит солнца, кто погиб, защищая Родину.

Борзова Алина Александровна, 12 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 573 автор: Admin 15-10-2015, 11:25

Отзыв на книгу Э. Веркина «Облачный полк».


Отзыв на книгу Э. Веркина «Облачный полк».


   Я прочитала книгу Эдуарда Веркина «Облачный полк». Она заставила меня очень много плакать, окунула в мир полный горя и смерти. Иными словами, говоря, эта книга вывернула мне душу наизнанку.
   Она рассказывает о самом ужасном, злом и беспощадном времени – о войне
Меня до дрожи пробирает эта суровая истина – герои лежали на снегу, истекая кровью, а за много километров нет ни одной живой души, голодали, из-за чего теряли силы, рыдали, скорбя по погибшим товарищам, впадали в истерику после боя.
   Солдатская жизнь неимоверно сложна. И то, о чем описывается в этой книге, мы должны знать, помнить и уважать.
   Моё сердце словно обливало кипятком, когда я читала письма детей о фашистских зверствах. Я, конечно, понимала, что война это очень страшно, но что настолько.
   Никогда не думала, что можно убивать столь долго, наслаждаясь зрелищем зверского убийства.Прочитав эту книгу, я вспомнила одну песню на стихи Р. Гамзатова:

«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей»…

   Мне очень нравится эта песня, и теперь я хочу верить, что погибшие партизаны и те, кто воевал на фронте, не оставались в сырой земле, а перенеслись на небо, где выстроились в ряды «облачного полка» и теперь стоят плечом к плечу, охраняют мир и покой на земле.

Зотанина Дарья Витальевна, 12 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 117 автор: Admin 12-10-2015, 12:38

Четыре высоты сильного характера


Четыре высоты сильного характера


   Летом я прочитал очень замечательную и незабываемую книгу «Четвёртая высота».
   Эта книга о героической девушке Гули Королёвой – человеке, который своей жизнью пожертвовал ради спасения близких, друзей, своей Родины.
   Когда Гулю пригласили сниматься в фильме «Дочь партизана», ей нужно было кататься на упрямой лошади. Ей подвели коня, но он показал свой упёртый характер. В одной из сцен фильма девочке нужно было перепрыгнуть вместе с конем барьер. Тот никак не хотел этого делать, но отважная наездница не сдавалась. После упорных тренировок ей удалось преодолеть препятствие. Так была взята первая высота.
   И вторая высота Гули Королёвой была нелёгкая, ей нужно было подготовиться к контрольной по географии, хотя если ей было очень и очень трудно её учить. Она очень любила этот предмет, и благодаря этому, своей настойчивости и силе воли она всё сдала на отлично.
   В третьей высоте Гуле предстоял прыжок в бассейн с десятиметровой вышки, этот прыжок для неё был просто бесконечен, ведь она готовилась к этому прыжку очень долго - всё начиналось с трёхметровой вышки, потом с пятиметровой, и так до десятиметровой.При большом количестве зрителей она совершила этот сложный прыжок.
   Четвёртая высота была последняя в её жизни. После того, как Гуля успешно поступила в Гидромелиоративный институт, вышла за муж, буквально через несколько дней началась война. Муж Сергей ушёл на фронт. Гуля переехала с мамой жить в Киев. Она родила сына, которого называла Ёжиком. Вскоре муж погиб. Девушка не могла долго терпеть, слушать по радио жуткие новости, и бесстрашная Гуля поехала на фронт санинструктором. Она очень усердно старалась, спасла жизнь очень многим солдатам, нашла друзей. Но однажды, в самом разгаре боя, когда пристрелили пулемётчика, Гуля его заменила, и тяжело раненная Марионелла – так звучала настоящее имя Гули – побежала с товарищами на штурм холма, и в последние секунды её жизни, она поняла, это конец – конец высоты её жизни.
   Всем советую прочитать эту поучительную книгу, ведь это не только память о погибших на войне, но и история девушки с необычным и сильным характером.

Дармин Илья Андреевич, 11 лет



Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 104 автор: Admin 12-10-2015, 12:35

Их имена не канули в вечность


Их имена не канули в вечность

(Эссе по повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты»)


   В этом году наша страна празднует 70-летие окончания Великой Отечественной войны. Эта война - самая страшная из всех войн, которое знало человечество. Мы живет в 21 веке, и наше поколение знает о войне лишь понаслышке. Но память о войне храниться в воспоминаниях тех, кто её пережил, в выцветших фотографиях, в пожелтевших письмах. А ещё о войне нам рассказывают книги. В них живут герои, подвиги, тяжелые военные будни, потери,большие и маленькие победы.
   Одна из таких - повесть Анатолия Алексина «Сигнальщики и горнисты». В ней автор показывает нравственный выбор героев не только в военные годы, но и после войны. Действия в повести происходят в послевоенные годы. Хоть война давно прошла, но ее эхо очень больно отзывается в душах и сердцах каждого героя повести - тех, кто ее пережил, кто потерял родных.
   Великая Отечественная война унесла миллионы жизней. В их числе - совсем молодые ребята. О них и узнаёт Петя.Когда началась война,им было по 17 лет,они учились в школе и строили планы на будущее. Их учительница- Екатерина Ильинична, вспоминая своих учеников, постоянно задавала вопрос «Идеальных не существует? Они были идеальными… Были. Все трое». Один-Сережка Нефедов, всем девчонкам портфели носил, чтобы им не тяжело было. Он и каблуки им приколачивал, которые отрывались после танцев. Другой- Володя Бугров, всегда говорил только правду. А третий- Сашка Лепешкин помогал маме, которая работала уборщицей, полы мыть и первоклассников за школой на санках катал. Таня Ткачук-добрая и отчаянная,мама ее называла «декабристкой».
   Но… Таня погибла, сбрасывая зажигательные бомбы с крыши своего дома, но дом и его жителей она спасла. Эти трое мальчишек любили Таню, и после её гибели обещали пожертвовать ради нее жизнь, написали заявление в военкомат, и ушли на фронт. А ведь могли бы остаться в городе - и остались бы жить, как другой их одноклассник – Гнедков. Только он один из класса посмеивался над ними - тот, который пропустил дежурство на крыше, тот, из-за которого погибла та самая Таня. Анатолий Алексин даже имени ему в повести не дал. Все трое не вернулись с войны, а Гнедков пересидел войну в городе, живет и учит жить других, высмеивает доброту и милосердие,а ещё пытается упрекать тех, кто отдал жизнь за его мирное будущее.«Погибших упрекать!» Сколько таких мальчишек и девчонок не вернулось с войны. Будущие академики, будущие учёные, будущие рабочие, будущие мамы и папы.Их будущее никогда не наступило. «Будущий…Ах, если б то, что обещает нам это слово, всегда сбывалось!»
   За свою короткую жизнь они успели многое. Благодаря таким, как эти мальчишки,честным,добрым, смелым, отзывчивым, справедливым - наша страна сумела победить фашизм.Эту историю узнал Петя Перов, которому посчастливилось родиться после войны, но оставаться в стороне он не может. Ему присуще такое качество как милосердие, он, как и его мама, всем помогает, а чужую беду принимает как свою. Петярешил сохранить память о тех людях, которые были ему незнакомы.Он это сделал не по чьей-то просьбе, а по велению сердца. Петя сделал и повесил мемориальную доску в подъезде дома.
«Здесь жили,
прямо из школы
ушли на войну
и геройски погибли:
Владимир Бугров,
Андрей Добровольский,
Александр Лепешкин,
Борис Лунько,
Сергей Нефедов,
Дмитрий Савельев.
Таня Ткачук
Вечная Память героям!

   Он сохранил память о погибших мальчишках для их матерей, для соседей, для нас, потомков. Сигнальщики и горнисты, справедливые и честные, добрые и отзывчивые, смелые и решительные, - такие, как Петя Перов, живут и сейчас. Благодаря им спустя 70 лет мы узнаем новые подвиги, имена и подробности великих сражений той страшной войны. И каждый год появляется всё больше памятников и мемориальных досок. Вечная Память героям! И пусть эта Память о великом подвиге нашего народа живёт в наших сердцах!

Щукина Виктория Александровна, 13 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 278 автор: Admin 8-10-2015, 16:17

Эссе по произведению А. Лиханова «Крутые горы»


Эссе по произведению А. Лиханова «Крутые горы»


   Это военная повесть о Великой Отечественной войне. Великий народ наш, всё Отечество поднялось на врага. И все воевали. Не только взрослые. Воевали и дети. Не оружием, так сердцем – отчаянно и страстно!
   Автор повести – Альберт Лиханов, в 2015 году ему исполнилось 80 лет. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего 5 лет. Но свои детские впечатления о том времени, полном лишений, голода, тяжелого труда, целых эшелонов раненных, похоронок, навсегда запечатлелись в его памяти и легли в основу многих его произведений.
   Повесть начинается с проводов отца на войну. Но Коля ещё даже не понимает, что такое война. Мать старалась всеми силами скрыть от него всю правду о войне, хотела ещё немного продлить его детство. Но Коле это кажется смешным: «Взрослая, а рассуждала, как ребёнок… Да разве скроешь её, войну, разве упрячешь её куда-нибудь подальше? От войны никуда не денешься!» Постоянные тревоги мальчишки - за отца и за маму. И в то же время автор показал детский мир во всём светлом многообразии, поиск ценностей, никогда не преходящих...
   В сентябре Коля пошёл в 1 класс. Маленькому герою этого произведения приходится быстро усвоить очень много грустных понятий, которые принесла с собой война.Рано он узнал голод, крапивный суп и хлеб, наполовину с клевером. Недетские картины наступившей беды очень часты в повести: израненный санитарный вагон, жёлтые пятки убитого бойца и еда, заработанная маминой кровью. Альберт Лиханов в своей повести показал не только муки и голод советских людей, но и то, что война заставляет крепче любить, лучше знать цену товариществу.
   Учительница Анна Николаевна - тоже один из главных героев повести. Она учит детей «понимать» войну: рассказывает про войну с Наполеоном, ведёт своих ребят к санитарному вагону,предлагает им собрать табак и подарить кисеты тем, кто уезжает воевать. Чувство долга, ответственности – это те качества, которые воспитывала война в маленьких школьниках.Дети не могли сражаться вместе с отцами, но они по-своему выражали своё отношение к войне и старались хоть в чём-то помочь солдатам. Мальчишки Вова и Коля предложили ребятам шить кисеты, а мамы дома вышивали на них «Смерть фашисту». Учительница Анна Николаевна говорит в повести: «Мало сделать самому хорошее. Надо увлечь им других!».
   Название повести символично – Крутую гору можно одолеть только тогда, когда одолеешь бессилие – всегда и во всем… Главное - почувствовать себя сильным. И потому, что наш русский народ – сильный духом, мы победили в самой страшной войне на Земле.

Савельева Светлана Владимировна, категория "Взрослые"


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 249 автор: Admin 8-10-2015, 16:15

«Кому суждено жить»: эссе по повести Евгения Морозова


«Кому суждено жить»: эссе по повести Евгения Морозова


   Книги о войне люблю читать с детства. Но ещё очень люблю их читать детям, которых я учу в школе. Младшим школьникам нравятся литературные произведения о войне, потому что в них повествуется о победе добра над злом. Из них они узнают о героических людях, на которых хотят быть похожими. Книги о войне воспитывают у детей любовь к Родине, гордость за свой народ.
   Коллективное прослушивание книг о войне имеет свою магическую силу. Создаётся атмосфера массового погружения в эпоху того времени. Школьники чутко относятся ко всем событиям, переживаниям героев. У детей появляется осознание того, что горе пережить легче, когда все вместе.
   Одной из часто читаемых мною детям книг о войне является повесть самарского писателя Евгения Морозова «Кому суждено жить». Родился писатель в городе Куйбышев в 1935 году. О суровой жизни детей военных лет он писал не понаслышке, а с опорой на личный опыт и опыт общения с людьми, на чьи детские годы выпала война.
   Главные герои повести «Кому суждено жить» - это дети, находившиеся в июне 1941 года в пионерлагере и испытавшие на себе ужас первых дней войны.
   Со слезами на глазах мои школьники слушают воспоминания о тех событиях: «…25 июня 1941 года. Над пионерлагерем на мачте был красный флаг. И никто не догадался снять его. Вдруг налетели два немецких истребителя – начали пикировать и стрелять по флагу. Мы, дети, находились у озера. Лётчики, конечно же, видели нас. И заметно было, что очереди летят в нас. Верочку Бенарадскую убили сразу насмерть, а Саша Волосков долго мучился, пуля попала ему в живот. Шестеро девочек и мальчик были ранены. Сана Львовна их перевязала и отправила в Мосты, там есть больница…»
   С замиранием сердца ученики переживают за героев повести, которые попав в окружении к немцам, вынуждены пробираться к нашим военным. Труднее всего пришлось младшему отряду, который отстал от лагеря и остался в диком лесу без взрослых. Без еды, без тёплой одежды, в дождь и слякоть, спасаясь от бомбёжек, они жили одной надеждой на то, что их ждут и не бросят в беде. И не бросили.
   У своих ребят после чтения этой повести спрашиваю:
- Чему вас научила эта книга?
Ответы у всех разные:
- Нельзя никогда сдаваться.
- Война – это зло.
- Маленькие дети могут быть взрослыми, а слабые могут стать сильными.
- На земле есть Бог. Он помогал детям: затянувшиеся дожди спасли от авианалётов и мотоциклетных погонь. Коза-кормилица и пёсик, спасший детей от отравления колодезной водой, тоже появились в отряде по велению высшей силы.
   Слушаю ответы своих школьников и убеждаюсь: замечательные дети у нас в стране подрастают - раз они слушают, читают и понимают такие книги о войне.

Керимова Татьяна Валентиновна, категория "Взрослые"


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 288 автор: Admin 8-10-2015, 16:13

Роберт Рождественский «Концерт»: отзыв на стихотворение


Роберт Рождественский «Концерт»: отзыв на стихотворение


   Из всех прочитанных стихотворений о войне мне больше всего понравилось стихотворение Роберта Рождественского «Концерт». Оно о том, как в годы Великой Отечественной войны маленькие дети-артисты приходили в военный госпиталь и выступали с концертами перед ранеными солдатами и офицерами.
   Интересно, что стихотворение написано на основе личных жизненных переживаний автора. Детские годы Рождественского пришлись на военное время. Дети войны вместе со взрослыми на своих плечах несли все тяготы войны: голод, холод, страх за близких, горечь потерь.
   Когда началась война, Роберт Рождественский жил в Омске. Его родители с началом войны были призваны на фронт. Отец, Станислав Никодимович Петкевич, в звании лейтенанта командовал взводом 257-го отдельного сапёрного батальона 123-й стрелковой дивизии. Мать, Вера Павловна, накануне войны окончила Омский медицинский институт и сразу ушла на фронт военным врачом. Роберт остался с бабушкой.
   В июле 1941-го в «Омской правде» появилось небольшое стихотворение, написанное школьником — Робертом Петкевичем. Свой первый — девяти рублевый гонорар Роберт перечислил в Фонд обороны.В 1943 году он учился в военно-музыкальной школе и вместе с другими ребятами ходил в госпиталь и выступал с концертами.
Что в программе?
В программе – чтение,
пара песен
военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и почтением.
   Эти концерты очень необходимы были военным. Они помогали им забыть о ранах и болезнях, вспомнить о близких и родных. Такие концерты поднимали боевой дух солдат и офицеров.

Мухамедгалиев Адиль Самигуллаевич, 11 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 393 автор: Admin 8-10-2015, 16:11

А зори здесь тихие


А зори здесь тихие

(Эссе по произведению Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)


   Моя любимая книга и мой любимый фильм о Великой Отечественной войне – это повесть известного русского писателя Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" впервые опубликована в 1969 году. Сюжет, по словам писателя, основан на реальных событиях. В повести рассказывается о судьбах пяти девушек и их командира во время Великой Отечественной войны. На нашей прифронтовой территории было обнаружено два диверсанта, и команду из шести человек отправляют на их поимку. На самом деле диверсантов оказалось больше, но бойцы не отступают и вступают в сражение. В итоге в живых остаётся только командир отряда Васков.
   Действие повести происходитна 171-м разъезде Мурманской железной дороги,на которой и служит Васков, а затем переносится на берег Вопь-озера и на Синюхину гряду.
   В подчинении старшины Васкова находились не совсем обычные солдаты, они были девушками. Так как разъезд не имел большой стратегической роли, его не бомбили фашисты, но над ним пролетали вражеские самолёты, поэтому там всегда держали две зенитные с четверенки. Это место можно было назвать островком тишины или раем. Из-за наличия незамужних женщин, самогона и постоянного покоя, солдаты-мужчины млели и расслаблялись. Девушек-солдат не интересовали подобные вещи, и они могли нести службу полноценно. В результате многочисленных пьянок и рапортов о пьянках, Васкову послали не пьющих солдат, а девушек. Поэтому на разъезде всегда слышался смех.
   Одна из девушек,Маргарита Осянина, ночью втайне от старшины бегала в город к своей матери и сыну. И один раз, возвращаясь от матери, она заметила двух фашистов. Была поднята тревога, а через несколько часов отправлена группа на их поимку. Васков располагал неверной, неполной информацией о том, что диверсантов всего два, на деле их оказалось шестнадцать, поэтому он взял всего пять бойцов и мало патронов. По мнению старшины, в округе было всего два важных объекта: какая-то важная часть Мурманской железной дороги и Беломорский канал. И старшина угадал: фашисты шли именно туда, чтобы взорвать их. И группа из шести человек отправилась за ними. До места, где Васков хотел подождать немцев в засаде, группа добралась без происшествий. Проблемы начались, когда немцев оказалось не два, а шестнадцать.
   Я думаю, дальше описывать всё в подробностях не имеет смысла. Все девушки погибли. Елизавета Бричкина утонула в болоте, пока шла за подмогой, она была влюблена в старшину, задумалась и оступилась. Потом умерла Соня Гурвич, из-за своей беспечности и неопытности схлопотала два удара ножом в грудь. Галина Четвертак из-за нервного потрясения и напряжения практически сама бросилась на немцев. Евгения Комелькова умерла во время перестрелки, отвлекая фашистов на себя.
   Но больше всего меня потрясла смерь Маргариты Осяниной. В серьёзных литературных произведениях встречаются и более жестокие смерти, но каждый раз, когда один из понравившихся героев умирает, это всегда вызывает слёзы. Особенно, если героя не убивают, а он сам лишает себя жизни. Маргарита, раненная в живот, осознавая неизбежность своей смерти, застрелилась. До того, как я прочитала книгу, я смотрела фильм и знала, кто умрёт, а кто останется в живых, но мне всё равно не хотелось верить в то, что Рита умрёт. В живых остался только старшина Васков.
   В 1972 году режиссером Борисом Ростоцкимпо мотивам повести "А зори здесь тихие…" был снят фильм в двух сериях с таким же названием. Основная сюжетная линия была не тронута, хотя было изменено множество подробностей. В фильме события происходили быстрей, чем в книге, конечно, это объясняется разным количеством времени, предоставленного на рассказ истории. В фильме опущены некоторые детали и добавлены подробности, которых не было в книге. Например, биографии героев были сокращены за счёт этих самых подробностей. Это было сделано для того, чтобы женщины-герои, на мой взгляд, выглядели более мужественно.
   Сама повесть очень запоминающаяся, с интересным сюжетом. Героям можно и хочется сопереживать.
   Больше всех мне понравились Маргарита Осянина и старшина Федот Васков. Осянина была закалённой жизнью вдовой, имевшей маленького ребенка. Перед смертью ей удалось смириться смыслю о смерти. Она не струсила в критический момент и была самым сильным, на мой взгляд, женским персонажем в этой киноповести, поэтому Маргарита понравилась мне. При этом её поступки казались мне естественными и соответствующими ситуации.
   Второй герой, понравившийся мне,-это Федот Васков. Он был комендант при 171-м разъезде. У него было 4 класса образования, с самого детства он привык трудиться и, не задумываясь, выполнять приказ. Он был единственным из всей группы, кому удалось выжить.
   Старшина Федот Васков был бывалым, простым, крепким человеком, его охотничьи навыки помогали ему выслеживать фашистов. И он сумел остановить фашистских диверсантов в одиночку, несмотря на то, что был ранен, устал и был плохо вооружён. Он понравился мне своей духовной и моральной твёрдостью.
   В повести поднимается вопрос " Что такое родина?" Для меня Родина - это место, в котором я родилась, место, где жили мои предки и будут жить мои потомки, место, не связанное с политикой, место, которое кормит не только меня, но и многих людей, место, нуждающееся в опеке и защите, занимающее важное место в моей душе, в моём сердце, в моей жизни. На родине меня всегда будут ждать и любить.
   Помимо этого вопроса в процессе чтения у меня возникло несколько вопросов: что чувствует человек перед смертью, насколько нужно быть решительным и твёрдым, чтобы решиться на подвиг, насколько чужие ошибки могут повлиять на других? Не то, чтобы этих вопросов у меня не возникало раньше, но сейчас они встали особенно остро.
   Борис Васильев назвал свою повесть "А зори здесь тихие". Это название, на первый взгляд не имеет никакой связи с содержанием произведения. Но на самом деле связь здесь есть и её можно заметить,если внимательно читать повесть. Автор назвал так своё произведение для того, чтобы помочь нам понять главный смысл повести: если бы тогда, в ту войну, не было бы людей, готовых жертвовать собой ради будущих поколений, то в нашем настоящем никогда не было бы этих тихих зорь, спокойной жизни да и будущего в целом.

Фёдорова Анна Васильевна, 16 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 220 автор: Admin 8-10-2015, 16:10

Эссе по повести А. Лиханова «Последние холода»


Эссе по повести А. Лиханова «Последние холода»

   Прочитав повесть А. Лиханова '' Последние холода'', я задумалась о том, что такое сострадание, сочувствие, дружба. В наше время люди проходят мимо чужой беды, не каждый сможет помочь человеку в его трудной ситуации и, тем более, подружиться с ним. Да, я полностью согласна с позицией автора, но нужно относится с вниманием не только к бедным людям, но и просто мимо проходящим. Даже, если у тебя нет максимальной возможности помочь человеку, тогда надо подумать, чем все-таки ты сможешь помочь и привлечь окружающих. И тогда люди, помогая друг другу, не станут '' чёрствыми''. В этой повести говорится о мальчике, который не прошел мимо чужой беды. Он и его мама помогли ребятам, чем смогли.Главным героем повести был Коля. Он учился в обычной начальной школе. Его папа был на фронте, а мама и бабушка делали так, чтобы Коля не голодал. В это военное время условно дети делились на простых ребят, шакалов и шпану. Простые ребята были, как Коля, шакалы у всех отнимали еду, а шпана пугала простых ребят. Однако и Коле пришлось встретиться с шакалом. Коля сидел, ел суп в столовой, как вдруг к нему подсел желтолицый мальчишка, постарше Коли и попросил доесть недоеденный суп. В следующий раз Коля увидел желтолицего в тот момент, когда он стащил хлеб у маленькой девочки. Шайка пацанов, которая сидела в столовой пошла разбираться с желтолицем, чтобы выяснить, зачем он стащил хлеб у маленькой девочки. Между главным из шайки и желтолицем завязалась драка. Желтолицый в ней победил. Шайка разбежалась. Через некоторое время желтолицый упал в обморок. Коля позвал тетю Грушу. Она натерла желтолицему виски и дала горячий чай, ему стало лучше. Так Коля познакомился с желтолицым, его звали Вадик. У Вадика была младшая сестра Маша. В дальнейшем Коля узнал, почему они воровали и стаскивали еду у других ребят. А потому, что Маша потеряла деньги и талоны на питание, которые мама им дала перед тем, как её положили в больницу. И чтобы не волновать маму они писали в письмах, что все хорошо у них.
   Однажды Вадик попросил у Коли куртку до весны. Тогда Коля предложил втроем пойти к нему домой. Когда они подошли к дому, Вадик и Марья решили подождать на улице. Коля спросил у бабушки и объяснил, в какой трудной ситуации его друзья, но бабушка не разрешила взять куртку и сказала, что надо дождаться с работы маму. Но Коля не послушался бабушку, аккуратно стащил куртку, выбежал на улицу и дал Вадику её. В тот момент подошла мама. Не поняв всё этого, она пригласила ребят в дом, бабушка всех накормила. После этого Коля и его мама помогали ребятам: гостинцы давали, в баню водили, приглашали в гости, помогали убираться по дому. Когда Вадик и Марья пошли в школу, им неожиданно выдали талоны на питание и талоны в баню. В день Победы ребята узнали, что их мама умерла. Детей забрали в детский дом.
   Таким образом, я сделала для себя вывод, что нужно помогать людям в их трудной ситуации.

Нечаева Мария Александровна, 14 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 1524 автор: Admin 8-10-2015, 16:07

Эссе по повести А. Лиханова «Последние холода»


Эссе по повести А. Лиханова «Последние холода»


«Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светит всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры – ведь взрослые всего лишь бывшие дети»

А. Лиханов


   В жуткие военные годы детям тяжелее, чем взрослым.Многие дети в то время испытывали жуткий голод, холод, нищету, теряли близких людей.Что такое война глазами детей? Война детям казалось жуткой, страшной, ужасающим временем, которое казалось, никогда не кончится.В повести Альберта Лиханова «Последние холода» герои Марья и Вадька столкнулись с тем, что их отец умер в начале войны, а мама лежала в больнице с тифом, и шансов на её выздоровление было мало и, боясь остаться одними, они всячески заботились о своей матери и старались её не волновать. Марья,сестра Вадьки, однажды потеряла талоны на еду, а это было в то время хуже смерти, и её брату пришлось воровать. Как – то Вадим встретил мальчика, его звали Колей, и у них завязалась дружба. Коля и его семья стали помогать Марье и Вадьке. В конце повести мама Марии и Вадима умирает, и их отправляют в детский дом. Коля по дружбе навестил их в детском доме, но разговор у них не получился.Между ними получилось недопонимание. Со временем Марию и Вадима перевели в другой детский дом. С Колей так они больше и не встретились. Как бы, не было тяжело в годы войны советским детям, которые пережили голод, холод, и смерть близких людей, их это не сломило и они нравственно не опустились, а остались чуткими, добрыми, отзывчивыми и выросли порядочными людьми.О подвигах этих детей, и что им пришлось пережить в это нелёгкое время,мы не должны забывать.

Козина Александра Дмитриевна, 14 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 90 автор: Admin 8-10-2015, 16:05

Эссе по книге Петра Залмановича Горелика «Семейная реликвия»


Эссе по книге Петра Залмановича Горелика «Семейная реликвия»


   В библиотеке, на выставке, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, мое внимание привлекла книга «Семейная реликвия».
   Я взяла книгу домой и не могла оторваться, пока не прочитала от корки до корки. Как мне кажется, секрет этой книги в том, что главные персонажи не люди, а как у датского сказочника Г.Х.Андерсена - предметы. Главные герои книги - пуговицы, каждая со своим характером, и нередко героическим прошлым. Пуговицы лежат в шкатулке, но приходит время и по очереди они рассказывают, откуда родом и что они видели в жизни. Истории жизни пуговиц и их владельцев возвращают нас к прошлому страны, разворачивают наиболее значимые страницы истории. Наиболее впечатлили и тронули меня, конечно история простой пуговицы с камзола Квадры. Она стала талисманом для молодой девушки во время Великой Отечественной войны Валентины, которая была немногим старше меня. Валентина училась, окончила школу летчиков, и стала летать на самолёте-истребителе. Она совершила пятьдесят четыре боевых вылета, была ранена, лежала в госпитале. Вот такие юные герои, которые и героями себя не считали, воевали за Отечество по зову души, некоторые из них дошли до Берлина и одержали Победу над фашистами, должны остаться в нашей памяти. Книга названа «Семейная реликвия», и, казалось бы, разве могут обычные пуговицы быть реликвией? Но, как сказала пуговица Квадра - настоящая семейная реликвия – это людская память, пока мы помним о прошлом, живы и люди в нашей памяти.

Китусёва Анастасия Николаевна, 15 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 95 автор: Admin 8-10-2015, 16:03

Была Великая война Эссе по произведениям самарских поэтов


Была Великая война
Эссе по произведениям самарских поэтов


   Каждый человек должен знать историю своего народа, своей Родины, чтобы в будущем рассказать о том, что было, своим детям. Если этого не знать, то по истечении нескольких лет, все забудут о том, когда полетел в космос первый человек, никто не будет знать, кому посвящен памятник, стоящий в парке возле дома. Не изучая и не зная истории, люди так и не узнают, благодаря кому они сейчас живут. И самое главное – не узнают, какой была война, как солдаты сражались за Великую Победу, что помогло им выжить в такой жестокой войне, как они становились героями.
   Мы знаем о войне много, но в то же время мы не знаем о ней ничего. Мы знаем, что там происходило по чьим-то рассказам, знаем о том, когда и кто пробрался на вражескую территорию, но мы не можем испытать всю тяжесть войны на себе, не можем почувствовать, что чувствовали солдаты во время боя. Мы не знаем, как тяжело потерять близкого человека на войне, остаться без родителей, без жилья, без пищи. Мы не знаем, как это сидеть в засаде и не знать, в какую из следующих минут тебя могут убить. Мы знаем о войне много, но мы знаем о войне все-таки так мало.
   Я читала несколько книг о Великой Отечественной войне: «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, поэму «Василий Теркин» А. Т. Твардовского, стихотворения К. Симонова и другие. А еще у меня есть сборник поэзии и прозы «Чувство Родины». В нём представлены произведения самарских авторов, участвовавших в Великой Отечественной войне и живущих в послевоенные годы. Особенно мне понравилось стихотворение Романа Тимофеева «О поле, поле боевое…»:
Не обмануть воспоминаний
И сердца боль не снять рукой,
Что на войне случалось с нами,
Всё было, Родина, с тобой!

   Автор любит Родину всей душой, в его стихотворении человек и Родина – единое целое, он предан Родине и готов защищать её до последней капли крови, чувство долга перед Родиной и своим народом помогает ему выстоять.
   Роман Тимофеев прошел фронтовыми дорогами от Курской дуги до Берлина, он награждён четырьмя боевыми орденами и многими медалями. Его произведения печатались во многих газетах, журналах и сборниках.
   Ещё мне нравится стихотворение Ивана Бондаренко «Хирург». Когда начиналась Великая Отечественная война, Иван Федорович был ещё совсем маленьким мальчиком. Наверное, поэтому многие его произведения о подростках, лишенных детства. В стихотворении «Хирург» с первых строк становится понятно, как страшно и тяжело было на войне абсолютно всем:

Я видел сердце человека,
Когда хирург разрезал грудь.
Оно стучало в ней полвека
И вот решило отдохнуть.


   Оно посвящено известному в России хирургу М. И. Давыдову.
   России, а точнее, будущим поколениям, очень нужны книги о Великой Отечественной войне. Книги о войне – это книги о славе русского оружия и подвигах русских солдат. Со временем уйдет от нас самый последний человек, участвовавший в этой жестокой войне и познавший все её тяготы. Некому будет рассказывать нам о том, как трудно было доставать еду, как страшно было засыпать под взрывы снарядов, как неимоверно тяжело было находиться в фашистском плену. Об этой страшной, кровопролитной войне должны знать все люди, помнить о погибших за нас и нашу Родину и делать всё, чтобы никогда больше не повторилась такая война, которая унесла миллионы жизней людей разных национальностей.
   И хочется закончить свое эссе строчками из стихотворений Зои Громовой, которая в годы войны была ребенком эвакуирована в город Самару из города Воронежа:

И позже полонить нас норовили…
В двадцатом веке вновь война была…
Россию жгли, взрывали и бомбили…
Через какие муки Русь прошла!

Но – нет! Она не захлебнулась кровью –
Вновь победила, как всегда, она!
Живет в трудах – с надеждой и любовью –
Моя Отчизна – Русь, моя страна!


Грачева Олеся Максимовна, 15 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 124 автор: Admin 8-10-2015, 15:59

Эссе « Жизнь человека - открытая книга» по книге Елены Ильиной «Четвёртая высота»


Эссе « Жизнь человека - открытая книга»
по книге Елены Ильиной «Четвёртая высота»


   Это замечательная и захватывающая книга о реальном человеке – Марионелле Королёвой. Полным именем её никто не называл, с раннего детства её звали Гуля Королёва. Девочка с трёх лет снималась в кино. Она была очень талантливой актрисой, очень самостоятельной и энергичной. Для съёмок «Дочь партизана» Гуле пришлось научиться ездить верхом на лошади. Первой высотой Гуля назвала взятие барьера на непослушном коне.
   Вторая высота – экзамен по географии, сданный на«отлично»! Гуле Королёвой было очень трудно одновременно сниматься в кино и учиться. Девочка очень сильно отставала в учёбе, но она взяла себя в руки и подготовилась на «отлично». Её наградили поездкой в лагерь «Артек». Позже Гуля стала заниматься прыжками в воду, и третьей высотой стал её первый прыжок с высоты восемь метров.
   Гуля Королёва закончила первый курс института. Потом вышла замуж, и во время войны девушка ждала ребёнка. В эвакуации, в Уфе она работала в госпитале. Гуля ухаживала за ранеными. Её муж погиб в первый военный год. Гуля весной сорок второго года, оставив маленького сынишку с мамой, ушла на фронт. Она была санинструктором, выносила тяжелораненых с поля боя. Гулю Королёву наградили орденом Боевого Красного знамени. Это она и назвала четвёртой высотой.
   Гуля погибла при штурме безымянной высоты, поднимая оставшихся без командира товарищей в атаку. Ей на данный момент было двадцать лет. Гуля Королёва была прославленной героиней Великой Отечественной войны и просто обаятельный, чуткий и мудрый человек, для которого понятия «любовь к Родине» и «человеческое достоинство» были не просто высокопарными фразами, а истинным и естественным смыслом всей её жизни. Ведь жизнь каждого человека – открытая книга.

Барбоченко Дарья Игоревна, 12 лет


Голосование завершено!

Поделиться в соц.сетях

просмотров: 167 автор: Admin 8-10-2015, 15:57

Электронный каталог

Заказ книг on-line

Виртуальная справочная служба

Городской литературный
конкурс

Библиотека детских
праздников

Коллегам


Полезные ссылки для детей и родителей

Календарь

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей

Ваш вопрос отправлен!

Ответ появится в течении 5-ти рабочих дней на сайте. Чтобы его найти вы сможете воспользоваться "поиском по ключевым словам"
или
"поиском по номеру".

ОК

Вы сегодня уже отправляли вопрос!

Попробуйте задать следующий вопрос через сутки.
Спасибо!

ОК