DataLife Engine > 40 лет со дня установления в Самаре памятника легенде небесных войн Великой Отечественной – самолёту-штурмовику Ил-2

Памятник легенде небесных войн Великой Отечественной – самолёту-штурмовику Ил-2

 

В 1975 году 7 мая на пересечении Московского шоссе и проспекта имени Кирова установлен самолёт-штурмовик ИЛ-2, памятник трудовой и боевой доблести куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.

 

В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. «Чёрная смерть» - так звали немцы штурмовик конструкции Героя Социалистического труда Сергея Ильюшина, «летающий танк» - такое прозвище получил самолёт у советских лётчиков. Тысячи фашистских танков, автомашин, сотни железнодорожных эшелонов и сотни тысяч немцев были уничтожены «Илами». Ни одна армия не имела тогда на вооружении подобного самолета. Самолёты эти выпускались на Куйбышевском авиационном заводе.

 

Тактико-технические характеристики Ил-2:

Экипаж – 2 человека; Размах крыла – 14,6 м; Площадь крыла - 38,5 кв. м; Длина самолета – 11,6 м.; Высота – 3,5 м; Вес полетный (взлётный) – 5340 кг; Вес пустой машины – 4200 кг;Двигатель – АМ-38Ф, 1750 л.с.; Вооружение – две пушки ВЯ под патрон системы В.Г. Шпитального калибра 23 мм., кормовой пулемёт Березина калибра 12,7 мм., бомбы (400 кг) и реактивные снаряды (8 шт.); Максимальная скорость - 402 км/ч; Скороподъемность – 3000 м за 8,8 мин.; Практический потолок – 4000 м.

 

За время Второй мировой войны самолетов этого типа было выпущено больше, чем любого другого - 36 163 машины, что составило 80% от общего количества выпущенных экземпляров. Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте.

 

Ветераны куйбышевского авиационного завода давно хотели установить памятник известному военному самолёту, как символ трудовой славы завода, на котором они изготавливались. Однако, после окончания войны и перевооружения армии всё самолёты были списаны и сданы в металлолом. В стране не оказалось ни одного штурмовика Ил-2, в то время как в музеях США, Англии, Франции, Канады, Польши и даже Германии Ил-2 экспонировался как лучший образец мировой авиационной техники того времени. В различных районах страны начались поиски самолётов, сбитых во время войны. Самолеты находились, но сильно повреждённые. В 1972 году появилась информация  об обнаружении в Мурманской области, недалеко от озера Ориярви остатков легендарного штурмовика. Прибывшая к месту падения самолёта комиссия обнаружила останки человека в кабине воздушного стрелка, пулемёт с пустыми лентами, пистолет, ракетницу и лётный планшет. Заводской номер машины (1872932) помог выяснить, что она была построена на Куйбышевском авиационном заводе №18. С завода самолёт отправили в Заполярье в 1943 году в 828-й штурмовой авиаполк. В том же 1943-м самолёт был сбит после ожесточенного боя за большой аэродром Алакуртти, где базировались немецкие самолёты. По бортовому номеру определили имена лётчика и воздушного стрелка, ими оказались младший лейтенант Константин Котляревский и старший сержант Евгений Мухин. Начались поиски следов Котляревского, предстояло выяснить, как погиб и где похоронен. Но… на запросы откликнулся сам Константин Михайлович Котляревский! Оказалось, что он чудом остался жив, после войны работал лётчиком-испытателем и возглавлял штаб гражданской обороны одного из заводов Новосибирска. Он и рассказал о подробностях боя, в котором самолёт был сбит. В марте 1943 г. восемь самолётов были направлены на штурм вражеской авиабазы, расположенной на аэродроме Алакуртти. Действовали лётчики в чрезвычайно сложных условиях, зенитный огонь врага над аэродромом был так плотен, что казалось его невозможно преодолеть. Однако советские штурмовики прорвались к цели.Во время бомбежки было уничтожено более 40 самолетов противника, склад с горючим, сожжены аэродромные постройки. В этом бою погибли четыре лётчика полка. Четыре оставшихся самолёта с трудом пробивались к линии фронта.

В бою был подбит и самолёт младшего лейтенанта Котляревского и он вынужден был посадить его на заснеженное болото. Стрелок Евгений Мухин в бою был убит, а раненый лётчик стал пробираться к линии фронта. Десять суток он, как и легендарный Маресьев, шёл, полз, утопая в глубоком снегу. Весь его продовольственный запас состоял из пачки галет и банки сгущенки. Только на десятые сутки Котляревского, измученного, израненного, в изодранном в клочья комбинезоне подобрали наши разведчики.

 

Для доставки легендарного самолёта в карельские леса была отправлена делегация из Куйбышева. Самолёт сильно пострадал от долгого лежания в лесу. Работники леспромхоза помогли вытащить его из болота. Для этого в лесу прорубили просеку, к болоту подогнали технику. С трудом, но машину удалось доставить на берег озера и далее на плоту до станции Алакуртти.

Самолёт доставили на завод в разобранном состоянии и рабочие бережно восстанавливали Ил-2, для того, чтобы он мог занять свое место на пьедестале.Автором памятника стал заслуженный архитектор России Алексей Моргун. В создании памятника участвовал скульптор Игорь Фёдоров. На открытие прилетел и сам лётчик Герой Советского Союза подполковник запаса Константин Михайлович Котляревский. Памятник Ил-2 стал символом города Куйбышева, трудового героизма тружеников тыла и мужества советских лётчиков на фронте.

 

О легендарном памятнике читайте:

 

1.      Колдашова, С. Уличную "авиацию" - на реставрацию [Текст] : [памятник Ил-2 уберут с постамента для реставрации на время реконструкции Московского шоссе; история появления памятника самолёту в Самаре] / С. Колдашова // Комсомольская правда. - 2015. - 17 июня.- С. 5 (КП Самара).

 

2.      Сборнова, Е. От миномётов и штурмовиков - до космических ракет [Текст] : [наш земляк Иван Белозёров в годы Великой Отечественной войны собирал самолёты Ил-2] / Е. Сборнова // Комсомольская правда. - 2015. - 17 марта. - С. 14.

 

3.      Самолёту-штурмовику Ил-2 - 75 лет [Текст] : [история создания и технические характеристики самолёта времён Великой Отечественной войны] // Мир техники для детей. - 2014. - № 10. - С. 4-16, 21-23.

 

4.      Крылатая память [Текст] : почему на пересечении проспекта Кирова и Московского шоссе навечно "приземлился" штурмовик Ил-2 // Самарская газета. - 2014. - 25 фев. - С. 10.

 

5.      Белова, Н. Как вернули "Славу Родине" [Текст] : знак на пересечении улиц Стара-Загора и Георгия Димитрова снова стал достопримечательностью / Н. Белова // Самарская газета. - 2014. - 25 фев. - С. 10.

 

6.      Будаева, А. Сбитый в войну Ил-2 восстанавливают с помощью 3D-технологий [Текст] : к 70-летию со Дня Победы в Самаре хотят восстановить легендарный Ил-2, привезённый из болот Новгородской области / А. Будаева // Комсомольская правда. - 2013. - 8 мая. - С. 10 (КП в Самаре).

 

7.      Еременко, С. Военные тайны запасной столицы [Текст] : малоизвестные страницы жизни тылового Куйбышева / С. Еременко // Аргументы и факты. - 2013. - № 19 (май). - С. 24 (АиФ Самара).

 

8.      Исмайлова, А. Летающий танк [Текст] : Ил-2 пролетит над Самарой через 2 года?: [к юбилейному, семидесятому Дню Победы, самарские конструкторы-энтузиасты решили реконструировать штурмовик Ил-2, когда-то сотнями штук выпускавшийся в Самаре] / А. Исмайлова // Аргументы и факты. - 2013. - № 18 (май). - С. 1 (АиФ Самара).

 

9.      Сорокин, В. Возвращение "летающего танка" [Текст] : [поднятый со дна болота самолёт готовится взмыть в воздух, чтобы совершить полёт над главной площадью нашего города] / В. Сорокин // Самарские известия. - 2013. - 8 мая. - С. 4.

 


Вернуться назад