Детские библиотеки Самары » Библионовости » Лабиринт творчества
Лабиринт творчества
Несмотря на свою обширную творческую деятельность, Вы успеваете ещё и работать в библиотеке. Почему именно здесь? Чем библиотека для Вас привлекательна?
Библиотека уже давно перестала быть просто местом хранилища и выдачи книг. Это полноценный культурный центр, где проходят литературные, музыкальные, театральные вечера, устраиваются встречи с интересными людьми, работают творческие кружки и т.д. Немаловажно, что все это бесплатно для посетителей. В театр, в кинотеатр, в музей вы сегодня без денег, как правило, не попадете. Поэтому с 2008 года, когда я стал заниматься общественной деятельностью и был избран председателем Самарской областной организации молодых литераторов, я и члены нашей организации, молодые поэты и прозаики, с удовольствием откликаются на предложения библиотек встретиться с читателями, поделиться своим творчеством. Причем эти встречи обоюдовыгодны. Писатель не может жить без читателей, без тех, кто его оценит, примет или не примет, но, в любом случае, откликнется на литературное произведение. А читатели должны "знать своих героев", осознавать, что есть не только Пушкин, Лермонтов, Есенин, Бродский, Достоевский, Толстой, Чехов, Довлатов. Литературный процесс никогда не останавливается, и в обширном многообразии современной литературы можно найти действительно достойных авторов. Особенно интересно знакомство с творчеством таких авторов, если они живут рядом, в твоем городе или селе, ему можно задать вопрос, вступить в полемику, навести на тему, которую в дальнейшем писатель разовьет в своем произведении.
Как и почему родилась идея создать литературную студию?
Идея создать литературную студию стала закономерным продолжением сотрудничества нашей организации и Централизованной системы детских библиотек. В детские библиотеки ходит очень много ребят, которые не просто любят читать, но и пробуют свои силы на литературном поприще. Творчество - процесс личный, одиночный. Но потом, когда стиховорение или рассказ написаны, хочется поделиться написанным с кем-то еще, помимо мамы или бабушки. И тут возникают вопросы: куда идти, кому показать? А не скажут ли, что это все бездарно? Может быть, вообще никому не показывать? И так очень много талантливых ребят закрываются, максимум, выкладывают свои произведения в интернет. Но интернет не может заменить живого человеческого общения, обмена мнениями, взглядами, эмоциями. Мне это все хорошо знакомо. Мне когда-то очень повезло, я на первом курсе института случайно узнал о литературной студии Андрея Юрьевича Грачева, которую стал посещать. Андрей Юрьевич, член Союза писателей, замечательный прозаик, преподаватель-филолог давал нам, молодым начинающим литераторам, ценные советы и рекомендации, помогал развиваться, а главное, погрузил нас в творческую атмосферу, которая питала нас, давала силы и желание заниматься литературой. Я благодарен Татьяне Алексеевне Халитовой и Татьяне Александровне Наумовой, который выступили с инициативой создания литературной студии при Детской библиотеке семейного чтения № 25, пригласили меня работать с молодыми поэтами и прозаиками. Весь свой опыт и знания, полученные в результате и литературной, и общественной деятельности, я стремлюсь применять в работе литературной студии, которую мы назвали "Лабиринт творчества" и которая открыта для школьников и студентов каждое воскресенье с 12.00 по адресу пр. Карла Маркса, 21.
Мы говорим о литературе и литературных процессах, разбираем литературоведческие термины, приглашаем писателей и преподавателей филологии, обсуждаем произведения участников студии, а главное, сами создаем ту творческую атмосферу, в которую хочется погружаться еженедельно, чтобы потом радовать друг друга и своих читателей новыми качественными стихотворениями и рассказами.
Работа в студии «Лабиринт творчества»
Как определить степень таланта ребёнка?
Все мы знаем, что каждый ребенок талантлив. Одна из главных проблем, вовремя определить - в какой конкретно сфере человеческой деятельности талантлив конкретно этот ребенок. В спорте это легче. Пробежал быстрее всех 100 метров - значит, есть задатки для занятия бегом, значит, эти задатки и нужно развивать. А как быть с творчеством? Говорят, Лермонтов в 2 года показывал пальцем на пол, потом на стол, и говорил "стол-пол". Он еще только начинал разговаривать, но уже подсознательно понимал созвучия, рифмы. Можно сказать, что он в своей возрастной группе уже тогда быстрее всех пробегал стометровку. Но так бывает далеко не всегда. Бывали случаи, когда к нам на студию приходили школьницы, приносили стихи - жуткое подражание Пушкину. Это было, мягко говоря, не талантливо. Но эти школьницы продолжали посещать студию, мы им показывали, какой еще литература может быть, знакомили с теорией (что не всегда интересно, но необходимо) и практикой (в виде литературных произведений современников). И вот - какие-то внутренние резервы открывались в участниках студии, какие-то внутренние механизмы запускались. У них появлялся свой язык, свой стиль, они начинали писать совершенно по иному, свежо, интересно, необычно. Природа творчества до сих пор до конца не изучена. И не думаю, что моя задача, как руководителя студии, определять степень таланта ребенка. Моя задача - дать возможность проявить себя, познакомить с себе подобными, вселить уверенность в свои силы. Для тех родителей, которые считают, что занятия литературным творчеством бесполезное и не нужное дело (на литературе не заработаешь, лучше спортом займись, полезнее, юристам и экономистам стихи ни к чему и т.п.) хочу сказать одну вещь, которую я понял за годы занятий литературной деятельностью. На 99% ваш ребенок не станет профессиональным писателем, художником, музыкантом и т.п. Но, благодаря занятиям творчеством (литературой, живописью, музыкой) он сможет развить свой внутренний мир, он эмпирическим путем дойдет до таких истин, до которых его не доведут все учебники мира, и это опыт, приобретенный через творческую деятельность, будет ему помогать всю жизнь, какую бы далекую от литературы, музыки и живописи профессию он не избрал.
Чему вы учите ребят, посещающих литературную студию?
Мой учитель Андрей Юрьевич Грачев всегда говорит, что научить быть писателем невозможно. Собственно, учиться писатель должен только на книгах своих предшественников и современников. На студии, в силу своих возможностей, я знакомлю ребят с такими книгами, даю основы литературоведения, помогаю разобраться в литературных терминах, приглашаю на встречу к молодым писателям писателей более опытных, а также литературоведов и филологов. Только за последний год на наших собраниях побывали: Александр Витальевич Громов, прозаик, председатель Самарской областной писательской организации; Андрей Юрьевич Грачев, преподаватель-филолог, прозаик, член Союза писателей России; Андрей Александрович Косицын, преподаватель-филолог, литературовед, Константин Латыфич, поэт, журналист; Дмитрий Валентинович Агалаков, прозаик, член Союза писателей России; Дмитрий Александрович Ревякин, поэт, Член Союза писателей России; Павел Александрович Загаринский, поэт, литературный консультант Самарской областной писательской организации; Софья Сергеевна Сыромятникова, поэт, член Союза писателей России и другие интересные творческие личности.
На наших занятиях ребята читают свои произведения, и мы их обсуждаем. Причем я, безусловно, не истина последней инстанции. Каждый желающий высказывается, порою возникают споры, но, в конечном счете, все это идет на пользу и автору, и его произведению. Мы никогда не ругаем огульно, но и не хвалим только за то, что человек смог срифмовать несколько слов. Мы стараемся находить плюсы в произведении, но и отмечаем его недостатки. Если автор адекватно воспринимает критику, если прислушивается к сказанному, значит, он способен идти дальше, развиваться, выходить на новый качественный уровень. Этому же способствует творческая атмосфера, которая сложилась на студии. Кстати, непременный атрибут наших встреч - чай с печеньями.
Домарёв Д.Н. и его студийцы
Где юные писатели могут реализовать свои способности? Принимают ли они участие в конкурсах или, может быть, издают свои произведения на страницах каких-либо журналов?
Безусловно, только встречами по воскресеньям творческая деятельность ребят не ограничивается. Участники студии ежегодно принимают участие в Городском поэтическом чемпионате среди школьных команд, который проводят Самарская областная организация молодых литераторов, Самарская областная писательская организация при поддержке Департамента культуры Администрации г.о. Самара. Этот чемпионат, кстати, основной источник пополнения наших кадров.
Ребята охотно принимают участие также в Межрегиональном литературном турнире "Библиотека открывает таланты", который также проводят наши общественные организации. Не могу не похвастаться тем, что в 2016 году этот турнир, в котором участвуют 200 поэтов из Самарской области и регионов ПФО, выиграла воспитанница студии Татьяна Губанова. Гран-при для нее стала собственная книга тиражом 300 экз.
Ежегодно мы проводим Всероссийский литературный фестиваль имени Михаила Анищенко, в котором также принимают участие студийцы, достигшие возраста 18 лет.
И, конечно, наши ребята стараются участвовать во всех литературных конкурсах, проводимых Централизованной системой детских библиотек Самары. Особо хочется выделить конкурс «Россия. Самара. Отечество». Он проводится с 2012 года.
Кроме того, во всероссийском литературном журнале "Русское эхо" раз в год выходит обширная подборка произведений участников студии.
Победители литературного конкурса «Россия. Самара. Отечество»
Какими достижениями ваших «воспитанников» Вы гордитесь?
Я уже сказал о победе Татьяны Губановой в Межрегиональном литературном турнире для молодых поэтов. Кстати, литературный спектакль по ее стихам "Песни Офелии", в котором приняли участие и другие ребята из нашего объединения, раскрыл в них не только поэтический, но и актерский талант. Мне приятно, что в прошлом году шесть "лабиринтовцев" стали участниками Всероссийского литературного фестиваля имени Михаила Анищенко. А для этого нужно пройти строгий отбор - из 300 присланных заявок на фестиваль отбирается только 50. Публикации в литературных журналах "Молодежная волна", "Русское эхо", альманахах и сборниках - тоже предмет гордости за воспитанников.
Но главное достижение не выразить в количественных и даже качественных показателях. Когда ребята начинают ходить в студию, они зачастую неуверены в своих творческих силах, растеряны. Видно, что они стоят на распутье: продолжать ли писать вообще, а кому это надо, а не будут ли смеяться и т.д. И тут, на студии, когда они находят родственные творческие души, они находят и ответы на эти вопросы: продолжать писать надо, и всегда будет место, где тебя выслушают, поддержат, помогут, и не будут смеяться. Потому что смешно - это пить пиво в подъезде и курить за школой. А заниматься творчеством, изменять себя и мир через свои произведения - это не смешно, а благородно и правильно.
В студию принимаете всех детей? Что нужно, чтобы попасть в студию?
Ограничений нет никаких, главное желание. Для ребят от 10 до 14 лет занятия проходят каждое воскресенье в 12.00. Родителям никогда не запрещается доступ на эти занятия. В то же время, опыт моей работы показывает, что если родители находятся рядом со своим ребенком во время занятия, он чувствует себя более скованным. Но в любом случае, на первое занятие нужно приходить вместе.
Для более старших ребят, от 14 до 25 лет, творческие встречи проходят с 13.00 до 16.00 каждое воскресенье. С собой желательно иметь несколько распечаток своих произведений (8-10 стихотворений, 1-2 рассказа). Если нет возможности распечатать, можно принести на флешке или диске. У нас есть группа Вконтакте vk.com/labirint_tvor, где мы оповещаем о ближайших мероприятиях. Кроме того, можно связаться со мной лично по телефону 8(846)221-73-13, я отвечу на все вопросы.
Мероприятия по Пушкинской карте
Платные мероприятия
Личный кабинет
Внимание!
Чтобы иметь возможность задать вопрос на сайте - необходимо зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы - пожалуйста авторизуйтесь (введите логин и пароль).
Нам важно ваше мнение
Электронный каталог
Виртуальная справка
Заказ книг онлайн
Продление книг
Библиотека праздников
ЛитРес
Мы в Telegram
Национальная электронная библиотека
Национальная электронная детская библиотека
Электронная приемная
Независимая оценка качества оказания услуг библиотеками Самарской области
Телефон доверия (в отношении противоправных действий должностных лиц муниципального учреждения): +7 (846) 998 67 45
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|