Стоп-кадр: Женщина-легенда
Былина отражает реальные события, случившиеся в далёком прошлом нашей Родины, прославляет могучих защитников родной земли. В древние времена былины... пели. Рассказчик-сказитель повествовал былины речитативом нараспев, подыгрывая себе на струнном музыкальном инструменте – гуслях. Мерные звуки, издаваемые гуслями, были фоном для истории, которую люди слушали от рассказчика. Правильно поставленный голос и дикция были неизменными достоинством сказителей, плюс к этому ему необходима была хорошая память, ведь былины могли быть очень длинными. Сказителей было очень мало, поэтому их почитали и уважали. До нашего времени дошло имя самого известного сказателя – Баяна.

Все знают русских былинных богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича и главного их соперника – Змея Горыныча. А ведь были и былины, посвящённые подвигу древнерусских женщин. Одна из таких - «Авдотья Рязаночка».

Эта простая женщина жила со своей семьей в Рязани XIII века. В то время на Руси было татаро-монгольское иго. Русские земли регулярно подвергались опустошительным набегам со стороны монгольского государства Золотой Орды, которое властвовала над русскими князьями и взимала с них дань в течение нескольких веков. Однажды по делам Авдотья выехала из города. В это время на город напали татарские войска, которые его разграбили и сожгли, а жителей угнали в полон (былина отразила конкретное историческое событие: безжалостное уничтожение Рязани в 1237 году ханом Батыем). Авдотья осталась одна в разорённом городе. Чтобы выручить из плена своих соотечественников, она в одиночку пошла пешком более 2500 км - в Золотую Орду. Ей удалось вывести из татарского плена не только своих родных, но и весь рязанский полон. Об этом подвиге народ сложил предание, которое дошло до наших дней.
Смотреть диафильм
Читать в пересказе Б. Шергина
Зоркое сердце Антуана де Экзюпери
Как литератор Антуан де Экзюпери создал несколько произведений, но мировую популярность завоевал благодаря только одному – философской сказке «Маленький принц», которую написал по заказу одного из американских издательств. Издание вышло с иллюстрациями самого автора. После выхода книги на Сент-Экзюпери свалилась мировая слава, а он продолжал летать, и однажды удача ему изменила. Он не вернулся с разведывательного полёта 31 июля 1944 года, и оказался в списках пропавших без вести. Только в 2000 году обнаружили остатки самолёта Антуана, на котором он совершил свой последний в жизни вылет. В 2008-м появилась информация о причине гибели писателя. Оказалось, его атаковал немецкий истребитель. Фашистский лётчик, находившийся в кабине этого самолета, признался в этом только спустя много лет.
Антуан де Сент-Экзюпери оставил после себя небольшую библиографию, но каждое из его произведений стало настоящим шедевром. У него была душа романтика и философа, он умел доступно рассказать об удивительных вещах и явлениях, о необходимости беречь мир, в котором мы все живём. Многие высказывания литератора стали впоследствии цитатами:
● «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»
● «Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении»
● «Прошлое — это то, что сплело твое настоящее»
● «Поутру, как проснулся, для начала наведи порядок на своей планете»
● «Себя судить куда трудней, чем судить других»
● «Может лучше не уничтожать зло, а растить добро?»
● «Успех рождается множеством безуспешных усилий»
● «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
Библиотеки работают в режиме абонемента
Для сдачи или получения книг Вам необходимо иметь при себе индивидуальные средства защиты (маску и перчатки).
Обратите внимание, библиотеки работают по предварительной записи по телефону или через электронную форму:
Ответы на часто задаваемые вопросы
Джинн по имени Хоттабыч
В 1940 году она вышла отдельной книгой с иллюстрациями Константина Ротова. Смешные и добрые, как сама книги, они стали классикой.
В 1953 году книга вышла уже с иллюстрациями Германа Мазурина. Художник не один раз работал над этой книгой. Она была его дипломным проектом, когда он был студентом Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова. У него скопилось огромное количество вариантов иллюстраций. Они были использованы в разных изданиях книги.
Книга была очень популярна у ребят, поэтому переиздавалась часто. В 1955 год за книжку взялся Генрих Вальк и создал свой вариант Хоттабыча. Джинн у него похож на Деда Мороза в чалме!
Были и другие иллюстраторы этого произведения: В. Литвиненко (1959), М. Ткачев (1962), В. Горяев (1979), А. Бабановский (1980), К. Сухаревский (1984), В. Дувидов (1986), А Василенко (1988), В Коломейцева (1989), Р. Поляков (1990), А. Петров (1993), А. Шахгельдян (1999) - и это далеко не полный перечень художников, которые рисовали забавного джинна.
В кино образ Хоттабыча воплотил актёр Николай Волков в фильме-сказке, созданном в 1956 году режиссёром Геннадием Казанским.
Смотреть фильм здесь
Мастер класс по лепке дымковской игрушки: лошадка.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Но в данном мастер классе мы попробуем сделать такую игрушку не из глины, а из обыкновенного пластилина.
Материал: пластилин, гуашь, кисти, ватные палочки.
Ход работы.
Для нашей лошадки мы возьмем старый, использованный, пластилин, конечно, если у Вас нет такого можно взять и новый.
Теперь слепим все составляющие части нашей лошадки.
Соединяем все части в единую композицию.
Покрываем фигурку белой гуашью. При работе стараемся не использовать воду. И прокрашиваем все части аккуратно и плотно. При необходимости после высыхания можно наложить еще один слой белой краски.
После того как наша лошадка хорошо просохла приступаем к росписи. Начнем с гривы и хвоста, их красим черной гуашью.
Рожки красим красной гуашью.
Для нанесения горошин синего и красного цвета возьмем ватные палочки. При таком способе рисования кружки получатся более ровные и аккуратные.
Тонкой кистью рисуем глаза.
Наша работа готова.
Три ошибки при приобщении ребёнка к чтению

Мастер-класс "Цветочек от души"
китайский круглый бисер размер 12/0, проволока сечением 0,3 мм, акриловая круглая бусина 4 мм, тарелочка для бисера, ножницы.
Ход работы:
Шаг 1. Подготавливаем необходимые материалы. Для работы лучше использовать светлый фон, чтобы не так уставали глаза, постелить на стол ткань, так бисеринки не будут сильно рассыпаться.
Шаг 2. Отрезаем кусочек проволоки длиной где-то 15-20 см.
Шаг 3. Нанизываем на проволоку семь бисеринок. Так как китайский бисер некалиброванный, стараемся подбирать бисер одного размера.
Шаг 4. Сдвигаем бисеринки так, чтобы один конец проволоки был чуть длиннее второго.
Шаг 5. Накладываем концы проволоки друг на друга, чтобы получилась вот такая петля.
Шаг 6. Плотно сдвигаем бисеринки в петле. Крепко держим обе проволочки у основания петли.
Шаг 7. Теперь, придерживая получившуюся петлю, начинаем скручивать проволочки у основания. Нужно где-то два витка, просто чтобы закрепить петельку.
Шаг 8. Вот так должно получиться.
Шаг 9. Теперь берём более длинный конец проволоки. Так как бисеринки неодинаковые по размеру нанизываем на глаз на него столько бисеринок, чтобы хватило сделать дугу вокруг петельки.
Шаг 10. Эта дуга должна плотно без просветов огибать нашу первую петельку.
Шаг 11. Должно получиться вот так. Нужно прижимать бисеринки как можно плотнее друг к другу, чтобы проволоки было видно как можно меньше. Концы проволочек соединить у основания петли точно также, как мы делали первую петельку.
Шаг 12. Крепко придерживая за бисеринки, начать скручивать проволочки по все длине.
Шаг 13. Получается вот такой лепесток.
Шаг 14. Для цветка делаем пять штук таких лепестков.
Шаг 15. Для серединки отрезаем кусочек проволоки длиной где-то 15 см. Нанизываем акриловую бусину 4 мм и сдвигаем её на середину. Ровняем концы проволоки и соединяем их.
Шаг 16. Придерживая бусину одной рукой, начинаем скручивать проволочки по всей длине.
Шаг 17. Все элементы готовы. Начинаем сборку. Скручиваем первые два лепестка, накладывая один на другой.
Шаг 18. Затем точно таким же образом скручиваем серединку вместе с первыми двумя лепестками. Серединку лучше скрутить в начале, если её скрутить в конце, то она может оказаться не в середине цветка.
Шаг 19. Скручиваем оставшиеся лепестки, накладывая друг на друга.
Шаг 20. Цветок готов. Особенно красиво эти маленькие цветочки выглядят в букете.
Мастер-класс по оригами: Бабочки
Материалы: квадраты из цветной бумаги. По плотности и размеру хорошо подойдет бумага для заметок
Ход работы:
1. Намечаем линии, которые помогут нам сложить заготовку. Для этого складываем/раскладываем лист сначала по диагоналям, а потом пополам, чтобы получились вот такие линии сгибов:
2. Складываем полученную заготовку. В итоге должна получиться заготовка с двумя треугольниками:
3. Согните уголки к середине:
4. Переверните. Потяните нижний уголок вверх, как на картинке:
5. Выступающий кончик загните и крепко прижмите. Переверните заготовку и осторожно сложите ее пополам. Бабочка готова:
Стоп-кадр: Мальчишки и девчонки, а также их родители…
В те времена, когда ещё не было DVD-плееров и интернета, мультики можно было смотреть только по телевизору. Тогда диафильмы были одной из любимейших детских забав. Что такое диафильм?
Это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа. Переходя от картинки к картинке, зрители смотрели-читали сказку. Очень похоже на современное слайд-шоу, не правда ли? Диафильмы смотрели, конечно, не вручную, а с помощью специальных аппаратов - диапроекторов. Сейчас это можно сделать с помощью интернет.
Давайте посмотрим рассказ «20 лет под кроватью» из сборника «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это его сын Денис, который сейчас уже вырос и стал писателем, как и его отец.
Мастер-класс «Подснежник»
Сделаем декоративную аппликацию «Подснежник».
Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей
Ход работы:
1. Материалы, которые нам потребуются:
2. Вырезаем два круга, белый диаметром 15 см и синий диаметром 12 см:
3. Наклеиваем синий круг на белый:
4. Берем зеленую бумагу и вырезаем травинки:
5. Наклеиваем их на основу:
6. Из белой бумаги вырезаем 6 лепестков, повторяющие форму подснежников:
7. Далее сгибаем их посередине:
8. Склеиваем получившиеся половинки по парам:
9. Вклеиваем их в композицию:
10. Дополняем аппликацию небольшим сугробом, по желанию добавляем еще цветов:
11. Можно разнообразить композицию дополнительными травинками других оттенков зеленого:
12. Для большей выразительности нанесите акценты золотой краской:
Декоративная аппликация «Подснежник» готова!
Аудиокниги о пушистых друзьях
Есть множество книг, в которых главными героями являются природа и животные. Какую же роль в нашей жизни играют животные? Иногда очень неожиданную. Дикие животные начинают расследовать лесные происшествия, экзотические животные становятся лучшими друзьями, а домашний кот Барсик умеет пользоваться Интернетом и даёт полезные советы.
Предлагаем послушать интересные аудиокниги о братьях наших меньших через сервис ЛитРес. Вводите в нём свои логин и пароль и наслаждайтесь прослушиванием.
Поделиться в соц.сетях
Проводим время с пользой для ума!
Хотите проверить свою эрудицию и сообразительность? Тогда – вперед! Вам предстоит справиться с более 200 головоломок. Простые и сложные, текстовые и графические, остроумные и серьёзные – эти задания будут отличной зарядкой для ума, помогут стать внимательнее, улучшить память и развить сообразительность. А если вы хотите весело провести время всей семьёй, то у вас в руках – всё, что нужно для битвы интеллектуалов. Можно начать расправляться с задачами по порядку, заглянуть на последнюю страницу или выбрать случайную головоломку из середины книги. Все они помогут вам провести время не только с улыбкой, но и с пользой.
Для чтения вам нужно авторизоваться на сайте ЛитРес или скачать на свой гаджет бесплатное приложение Читай книги онлайн и ввести там свои логин и пароль.
Поделиться в соц.сетях
Праздник нечистой силы
В календарях разных народов существуют дни, напоминающие нам о сверхъестественной стороне этого мира. Вальпургиева ночь, Хэллоуин, Русалья неделя, Кудесы… Почему появились эти праздники? Современному человеку некогда задуматься об этом. А ведь каждый праздник и обряды, с ним связанные, имеют свой глубинный смысл. Хотите узнать, почему подарки итальянским детям разносит не Дед Мороз, почему на Святки принято гадать, как задобрить Домового, бывают ли русалки без рыбьего хвоста? Читайте наш дайджест «Праздник нечистой силы».
«Ночь музеев» 0+
В музее экспонируются: мебель, прялки, веретена, ручные маслобойки, кухонная утварь, столовые приборы, выставка традиционной одежды русского, татарского, мордовского и чувашского народов, куклы в национальных костюмах, рушники. Предлагаем вашему вниманию фильм Телекомпании «Губерния» о детской библиотеке № 14 г. Самары, снятый в рамках программы «Путь паломника».
Ночь музеев. Русский традиционный костюм 6+
Костюм крестьянок издавна представлял интерес для исследователей разного профиля — этнографов, фольклористов, искусствоведов. Красота и разнообразие их нарядов, сложность и архаичность кроя, виртуозность рукодельных техник и богатство приемов декорирования вызывают восторг.
В традиционном обществе красивой считалась женщина здоровая, крепкого телосложения, способная к тяжелому физическому труду и деторождению. Русский женский костюм жительницы Самарской губернии полностью отвечал этому эстетическому образу, начиная от свободного покроя одежды и заканчивая отдельными деталями, придававшими женской фигуре особую значительность и дородность. Такой идеал женской красоты, сложившийся еще в Древней Руси, сохранялся в образе крестьянского и купеческого костюма вплоть до XIX века.
Комплекс женской одежды с сарафаном был распространен в конце XIX — начале XX века. Он состоял из рубахи, сарафана, одной или нескольких юбок и передника. Его обязательными атрибутами являлись пояс, платок или шаль, головной убор и обувь, а дополнениями могли служить различные по форме и конструкции шейные и нагрудные украшения, ювелирные изделия: серьги, кольца, цепочки, браслеты. В зависимости от ткани и кроя сарафаны имели разное название. Самые древние из них: «косоклинник» — старинные клинообразные сарафаны; более поздний «круглый» — прямой по конструкции сарафан, сшитый из нескольких прямых полос ткани и собранный вверху под обшивку. Так же, как и сарафаны, женские рубахи различались по конструкции, материалу, из которого были сшиты, характеру декора и по ряду других признаков, отражавших местную специфику.
Под влиянием городского костюма в конце XIX века в крестьянской женской одежде появляется новый комплекс, основа которого состояла из юбки и кофты, сшитых из покупной фабричной ткани. Комплект из юбки и кофты, который был выполнен из одного материала, называли «парочка».
В экспозиции музея представлены разнообразные традиционные инструменты, необходимые для получения нитей, тканей, для украшения одежды и праздничных полотен узорной вышивкой.


Мероприятия по Пушкинской карте

Платные мероприятия

Личный кабинет
Внимание!
Чтобы иметь возможность задать вопрос на сайте - необходимо зарегистрироваться. Если вы уже зарегистрированы - пожалуйста авторизуйтесь (введите логин и пароль).
Нам важно ваше мнение
Электронный каталог
Виртуальная справка
Заказ книг онлайн
Продление книг
Библиотека праздников
ЛитРес
Мы в Telegram
Национальная электронная библиотека
Национальная электронная детская библиотека
Электронная приемная
Независимая оценка качества оказания услуг библиотеками Самарской области


Телефон доверия (в отношении противоправных действий должностных лиц муниципального учреждения): +7 (846) 998 67 45